Логопед

Правильный захват ручки при письме и почерк

 Логопед ОПМПК: Середа Алена Геннадьевна

Многие родители ошибочно считают, что учить ребенка правильно держать ручку нужно ближе к школе. Некоторые и вовсе думают, что школа всему научит.

Но уже в 2-3 года дети берут карандаши и пробуют рисовать. Именно в это время нужно обратить внимание на захват малыша и начинать мягко его корректировать.

Но если ребёнок не научился правильно держать ручку в дошкольном возрасте, то делать это придётся уже в школе. А этому на уроках посвящают немного времени. Учитель показывает, потом объясняет и далее иногда контролирует. В итоге дети приходят к тому, что вырабатывают навык правильного владения ручкой по большей части самостоятельно. Ваша задача вовремя заметить и плавно направить.

Обучая ребёнка держать ручку, важно позаботиться о комфортном рабочем месте. Оно должно быть достаточно освещено и хорошо проветриваться.

Первые упражнения желательно выполнять мягким карандашом, в дальнейшем понадобится шариковая ручка длиной 15 см с «резиновым ковриком», который поможет не скользить пальцам ребёнка.

Убедитесь в правильной постановке руки. Ручка или карандаш лежит на левой стороне среднего пальца, указательный - придерживает ручку сверху. Большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка согнуты, но не сжимают ручку сильно. Безымянный палец и мизинец — внутри ладони или свободно лежат у основания большого пальца. Если сжимать ручку слишком сильно, пальцы довольно скоро устанут и заболят.

* Вот несколько критериев проверки правильной постановки:

- указательный палец может легко подниматься, а ручка не падает;

- во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца;

- расстояние от кончика стержня до указательного пальца около 2 см (у левшей

— 3-4 см, иначе ребенок будет закрывать левой рукой написанное).

- ручка должна располагаться под таким углом, чтобы кончик свободно ходил по бумаге;

- запястье может слегка приподниматься при перемещении ручки по бумаге. Не надо поднимать его слишком высоко, так как это может вызвать напряжение в руке,

Письмо – это, в первую очередь, моторный навык. Очень важно чтобы были достаточно развиты свободные движения во всех пальцах – это достигается с помощью пальчиковой гимнастики с мячиками, карандашами, массажёрами и т.д.

Если ребёнка вовремя не научить правильно держать ручку, то эта привычка укоренится и это отрицательно скажется в дальнейшем не только на разборчивости почерка, но и на отношении к самому процессу письма.

Неправильный захват ручки приводит к негативным последствиям, таким как, низкая скорость письма при крайне неаккуратном почерке, быстрое наступление усталости при письме, ухудшение осанки, при этом даже может снизиться острота зрения, отказ от выполнения письменных работ.

Добиться правильного захвата ручки с первого раза не всегда получается, поэтому надо запастись терпением и каждый день выполнять упражнения, тогда результат не заставит себя ждать.

 

Развитие понимания речи

 Логопед ОПМПК: Фефелова Елена Михайловна

Развитие понимания речи.

Ранний возраст является ключевым для формирования речи, которая становится основой для дальнейшего развития ребенка и средством общения. Поэтому важно именно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей и предупреждению речевых нарушений. Первым этапом развития речи (как на родном, так и на иностранном языке) является её понимание. Чтобы ждать от ребёнка появления активной речи, необходимо быть уверенным в том, что он понимает, о чём говорят окружающие, выполняет инструкции. Первыми учителями для ребенка становятся родители и другие люди, которые постоянно взаимодействуют с ним в повседневной жизни.
Большинство детей достаточно хорошо понимают речь в повседневной домашней обстановке, выполняют простые просьбы, повторяемые изо дня в день, ориентируясь на ситуацию и интонацию. Однако такого уровня понимания речи недостаточно для овладения новой информацией.
Близкие взрослые должны придерживаться единых требований к речевому общению с ребенком. Так как речь формируется у ребенка по подражанию, необходимо, чтобы речь окружающих взрослых была правильной, небыстрой, четкой (лучше, если ребенок видит артикуляцию), простой (не стоит использовать длинные предложения, лучше на начальном этапе говорить короткими фразами из 2–4 слов).
Необходимо многократно повторять одни и те же слова, словосочетания в разных грамматических формах, которые отражают различные взаимоотношения между называемыми предметами.
Речь должна быть эмоционально выразительной, чтобы ребенку захотелось послушать и поучаствовать в совместных действиях и разговоре всеми доступными ему средствами (восклицаниями, звукоподражаниями, лепетными или искаженными словами и их фрагментами), а взрослый в свою очередь должен всячески поощрять и радоваться проявлению речевой активности. Если ребёнок не понимает речь и объяснить ему значение слов не представляется возможным, следует подключать зрительные каналы и мышечную память, которая начнёт ассоциироваться со словами, надо использовать жесты и мимику. Понимание речи детьми легче проходит через призму эмоций.
При общении с ребенком необходимо учитывать его уровень развития речи, не занижать либо наоборот завышать требования. В первом случае от ребенка ничего не требуют, все его желания угадываются и немедленно исполняются. Во втором случае к ребенку постоянно пристают с требованиями: «Скажи!», «Повтори!». Нередки ситуации, когда в одной семье присутствуют оба крайних подхода со стороны разных близких.
Какие же приемы могут использовать родители для развития понимания речи и стимуляции речевой активности?
Провокация, или искусственное непонимание ребенка. Этот прием состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и не реагирует немедленно на ситуацию до того, как ребенок попытался выразить свое желание либо просьбу доступными ему речевыми средствами. Например, если ребенок показывает на полку, где стоят игрушки и молча ждет, а мы понимаем, что ему нужно в данный момент и даем ему… не ту игрушку. Первой реакцией ребенка будет возмущение нашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим ребенка каким-то образом назвать нужную ему игрушку. При необходимости можно подсказать ребенку, предложив варианты («Дать зайку или мишку?»).
Распространение. Взрослый продолжает и дополняет сказанные ребенком слова (в том числе, лепетные), но не принуждает его к повторению. Например, ребенок говорит: «Ав-ав», указывая на пробегающую мимо собаку. Взрослый комментирует увиденное: «Да, собака побежала», «Собака говорит: ав-ав».
Диалог-образец. При общении с ребенком речь взрослого имеет ярко выраженную диалогическую структуру, в которой взрослый задает четкий вопрос и сам на него отвечает, выдержав паузу, например: «Что я рисую? Я рисую солнышко. Солнышко какое? Солнышко желтое».
Комментирование действий. Взрослый комментирует вслух то, что он видит, слышит, делает, когда ребенок находится рядом и взаимодействует с ним. Например: «Буду варить кашу», «Надо взять кастрюлю», «Достану молоко» и т. п. Однако делать это надо дозированно, чтобы речь взрослого не стала постоянным безадресным фоном и следить, чтобы ребенок слушал.
Параллельный разговор. Этот прием отличается от предыдущего тем, что описываются действия уже не взрослого, а ребенка: что он видит, слышит, трогает. Используя «параллельный разговор», мы как бы подсказываем ребенку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно. Например: Если ребенок катает нагруженную кубиками машину, взрослый говорит: «Какая большая машина! Машина поехала. Машина везет кубики».
Просьбы-поручения. После того как ребенок слышал много раз названия предметов, которые он брал, ощупывал и рассматривал, или слышал названия действий, которые совершал сам (ел, пил, вставал и т. д.), можно попросить его принести знакомый предмет или выполнить какое-либо поручение, действие, связанное с этим предметом. Если ребенок не понимает то, о чем его просят, взрослому надо самому взять этот предмет и еще раз его назвать, а затем назвать совершаемое с этим предметом действие.
Таким образом, используя описанные приемы, можно развивать понимание речи и речевую активность в естественных для ребенка условиях.

 

Обучение глагольному словарю

Логопед ОПМПК: Фефелова Елена Михайловна

Большинство родителей, целенаправленно развивая речь ребенка, направляют все свое внимание на накопление предметного словаря. В результате ребенок иногда имеет достаточно большой словарный запас по разным темам, но «по-прежнему не разговаривает». А как этому произойти, если все предложения, которые мы используем для выражения своих просьб, состояний и т.д. должны включать в себя глаголы. Раннее речевое развитие характеризуется трудностями в наращивании глагольного словаря, а именно глагольный словарь — показатель интеллектуального развития в целом. Интересный факт: недавнее исследование показало, что двухлетние дети, которые используют больше различных глаголов в своей речи, в течение следующих шести месяцев развивают лучшие речевые навыки.

Первыми в речи появляются глаголы-звукоподражания: глаголы, обозначающие движение или состоя­ние тела (идти, лежать, бежать и т. п.) и наиболее часто совершаемые дей­ствия (кушать, спать, мыть и т. п.).

Они, как правило, состоят из 2-х повторяющихся слогов: кушать — АМ-АМ, спать — БАЙ-БАЙ, стучать — ТУК-ТУК, ехать — ТУ-ТУ, упасть — БАХ, плавать — БУЛЬ-БУЛЬ, идти — ТОП-ТОП, купать — КУП-КУП, болеть — БО-БО.

Выполняя разнообразные действия, комментируйте их вслух: «Я стучу: тук-тук. Я иду: топ-топ» После этого предложите ребенку совершить эти же действия, озвучьте их, а затем попросите ребенка повторить вместе с вами.

Для закрепления материала один и тот же глагол-звукоподражание используется в сочетании с максимальным количеством слов-предметов. Например, попросите ребенка покормить ку­клу, мишку, зайку, проговаривая при этом: «Маша куша­ет, Маша АМ-АМ. Миша кушает — АМ-АМ. Зая кушает- АМ-АМ». Важно задавать как можно больше вопросов ребенку: «Кто кушает — Маша или Зая? Что Миша делает?».

Почаще задавайте ребенку вопросы по поводу того, кто что делает (спрашивая про действия, которые ребенок может назвать). Например, катая машинку, спрашивайте: «Машинка что делает?» Если ребенок не может ответить, помогайте: «Машинка едет, БИ-БИ».

Спрашивайте ребенка о том, что он хочет (чтобы на вопрос мож­но было ответить словом-действием): «Дима хочет кушать или гулять?».

Предложите ребенку отгадать действие, которое вы собираетесь совершить по предмету, находящемуся у вас в руках: например, возьмите тряпку и спросите: «Что мама будет де­лать?»

Спрашивайте у ребенка по поводу его намерений: «Что Маша будет де­лать сейчас?»

​ Далее вводим в активную речь глаголы повелительного наклонения (беги, сиди, иди) именно потому, что так как мы с вами обращаемся и общаемся с ребенком: принеси, дай, покажи и т.д. Ребенок это слышит и запоминает. Например, играя в мяч с ребенком, просите у него: «Дай мяч!» Затем пусть он просит у вас: «Дай»! Только после этого перебра­сывайте мяч обратно. Когда бросаете ребенку мяч, всегда говорите: «Лови мяч!». Нужно, чтобы он, бросая вам мяч, произносил то же самое. Точно так же играйте с шариком или любой другой игрушкой, кото­рую можно бросать. Или позовите ребенка: «Иди ко мне!». Пусть подойдет. Обнимите его. Затем попросите его позвать вас: «Позови меня. Скажи: «Иди!»».

Следующим шагом будет употребление в речи глаголов в 1 лице («Я иду, я сижу»), и только затем - в 3 лице ( Кошка спит. Таня бежит.)

При обучении используйте интересы ребенка: вспомните его игрушки, еду и прочие увлечения и подумайте о глаголах, связанных с этими увлечениями. Например, если ребенок любит купаться, разучите с ним глаголы «наливать», «мыть», «брызгаться» и повторяйте их с ним каждый раз, когда он моется.

​ Наглядно показывайте, что значит каждый глагол, ведь глаголы – это слова-действия, так что старайтесь показать глагол действием, используя его в простом предложении. Например, разучивая слово «толкать», толкните машинку и скажите «я толкаю машинку». Это поможет ребенку понять и запомнить новое слово.

 

Поиграйте с детьми!

 

летние речевые игры

Лето — любимая пора взрослых и детей. Многие родители имеют возможность больше времени проводить со своим ребёнком. Используйте это время для общения и игр со своим малышом. Хотя лето – это отдых от занятий, но ребёнок продолжает развиваться, и можно помочь ему в этом.
Любимое занятие ребёнка – это игра. Играйте с ребёнком везде: дома, на прогулке, на даче, у реки и т. д. Это не только подвижные игры. Интересны и полезны ребёнку, например, речевые игры. В игре пополняется словарный запас, расширяются знания и представления об окружающем мире, совершенствуется грамматический строй речи, связная речь. Это подготовит ребёнка к занятиям в детском саду, когда он перейдёт в новую возрастную группу.

Предлагаем некоторые игры.

· Игра « Что бывает красным?»

Где бы вы не находились с ребёнком, всегда можно поиграть в эту игру.
А вопрос может быть любым:
— что бывает зелёным (голубым, розовым и т.д.)?
— что бывает круглым (квадратным и т. д.)?
— что бывает высоким (низким, длинным, коротким и т.д.)?
— что бывает колючим? (пушистым, мягким, острым и т.д.)?

Вопросов можно придумать бесконечное множество. При ответе на вопрос обращайте внимание, как ребёнок согласует слова в роде, числе, исправляйте ошибки. Например, неправильно говорить «круглый солнце», а надо – «круглое солнце». Не «мягкая лапки», а «мягкие лапки».
За каждый ответ можно давать ребёнку камешек или фантик, а потом посчитать их.

· Игра «Закончи предложение»

Попросите ребёнка посмотреть вокруг внимательно и закончить предложение взрослого. Например: «В небе летит …», «Медленно ползёт …», «По дороге едет…», «В саду поспела …».

· Игра «Я знаю …»

Можно играть с мячом, а можно просто загибать пальчики.
«Я знаю 5 названий цветов: ….»
«Я знаю 5 названий насекомых: ….»
Аналогично можно называть части предмета:
«Я знаю 3 (или 5) части велосипеда (дерева, цветка и т. д.)

· Игра «Поймай летние слова»

— Я буду называть слова, а ты лови только летние. Когда услышишь то, что бывает летом, хлопни в ладоши. Так ты поймаешь слово.
Примеры слов: бабочка, снег, дождь, ягоды, сосулька, трава, град и т. д.

· Игра «Угадай по описанию»

Взрослый предлагает ребёнку по очереди загадывать загадки. Для этого нужно рассказать про предмет, не называя его.
Например: «Она маленькая, круглая, красная, вкусная, сладкая, растёт на небольшом кустике» (ягодка земляника).

Подобные игры помогут весело и с пользой провести лето. Успехов!

 

Как невролог поможет ребенку заговорить

Логопед ОПМПК: Середа Алена Геннадьевна

 

Все родители с нетерпением ждут момента, когда ребенок скажет свое первое слово. Но иногда этого все никак не происходит. В такой ситуации велик риск того, что у малыша существует задержка речевого развития.

В эту категорию входит целая группа расстройств. Для них характерно состояние, когда скорость освоения навыков как письменной, так и устной речи отличается от норм, которые были установлены по возрасту ребенка.

Есть масса специалистов, которые работают в этой области. Кроме логопедов, дефектологов и медицинских психологов, нейропсихологов, к ним также относятся и детские речевые неврологи.

Многие специалисты говорят о том, что само понятие ЗРР лежит на стыке логопедии и неврологии. В этом материале мы рассмотрим, как проявляется это нарушение и что должно натолкнуть родителей на мысли о том, что стоит обратиться ко врачу и постараться решить проблему.

Каким должно быть развитие речи у ребенка в норме

В первую очередь стоит понимать, какие темпы развития речи у детей сегодня приняты в качестве нормы. Первый звук, который издает младенец – это крик. Обычно он звучит уже в течение минуты после рождения. 

 Первый год жизни играет очень большое значение в развитии речевого аппарата, потому его часто называют подготовительным этапом. В зависимости от возраста для него характерны:

  • 1,5–2 месяца. Происходит гуление, ребенок издает нечленораздельные звуки разной тональности.
  • 4–5 месяцев. Можно услышать от малыша лепетание. 
  • 7,5–8 месяцев. В речи начинают появляться так называемые лепетные слова. Осмысленности они не несут, малыш просто придумывает сочетание звуков.
  • 9–12 месяцев. Малыш активно лепечет. Ближе к году у ребенка уже появляются первые слова. Причем у большинства девочек это происходит чуть раньше, чем у мальчиков.

Неврологи говорят о том, что к году дети обычно уже могут произносить до десяти слов. Чаще всего они простые, состоят всего из пары слогов.

Далее наступает пора лексического взрыва. Он связан с тем, что малыш начинает активно использовать свой пассивный запас – то, что до этого малыш не мог произнести в силу плохой развитости своего речевого аппарата.

Специалисты говорят о разных сроках формирования речи у детей. Нормой считается следующее: 

  • Полтора года. Малыш должен понимать обращенные к нему слова. Говорить отдельными простыми словами, подражать животным. При этом он активно показывает на окружающие предметы пальцами. 
  • Три года. Формируется речь с хорошей степенью связности.

Как правило, отклонения от норм оказываются минимальными. К примеру, для девочек это от двух до трех месяцев, а для мальчиков от четырех до пяти.

Должен планомерно расти и словарный запас. К примеру – к трем годам это не менее пятисот, а к четырем годам – не менее полутора тысяч слов.

С какими причинами задержки речи работает невролог

В медицине все факторы, которые приводят к ЗРР и ЗПРР, делят на две большие группы – медицинские и социальные. Первая группа также называется органической и именно с ней ведут работу неврологи.

Группа органических факторов обычно связана с внутриутробным развитием либо особенностями функционирования головного мозга. Сюда относятся:

  • Проблемы при рождении. Их может быть масса – от внутриутробной гипоксии до асфиксии, гипотрофии, тяжелых родов и недоношенности.
  • Болезни центральной нервной системы. Обычно это менингит, энцефалит, а также группа других. Они могут протекать как в хроническом, так и в тяжелом вариантах.
  • Наследственность. Часто если сами родители начали говорить поздно, ребенок в будущем тоже сталкивается с такой проблемой. Потому при появлении сложностей стоит проанализировать, когда вы сами начали говорить.
  • Патологии речевого аппарата. Их очень много – от заячьей губы до недостаточного развития нижней челюсти и многих других сопряженных факторов.

К списку медицинских причин относится и тугоухость – область работы ЛОР-врача. На речь она негативно влияет по причине того, что многие слова малыши начинают произносить именно в попытках подражать взрослым.

Иногда на первый план выходят и социальные причины. К ним относится дефицит общения, вынужденная ситуация, когда ребенок находится в среде носителей другого языка, неправильная работа педагогов.

Узнайте больше о нарушениях речи у детей

Когда стоит обратиться к неврологу для лечения

Есть ряд симптомов того, что у ребенка возникают проблемы с развитием речи и семье стоит обратиться к неврологу за помощью. К ним относятся такие, как:

  • Молчание ребенка на первом году его жизни. Часто можно столкнуться с ситуацией, когда малыши могут произносить однотипные звуки с совсем малым разнообразием.
  • Не реагирует на обращение к себе в возрасте от одного года. И речь идет не только об имени, но и о других словах, которые могут быть направлены на него.
  • В возрасте от полутора лет не наблюдается попыток повторить слова. В этом возрасте многие стараются подражать звучанию слов, особенно если они исходят от родителей.
  • Невозможность показать предмет, на который ему указывают взрослые. Это происходит в возрасте от полутора до двух лет.
  • Отсутствие произносимых слов в два года. Дети с проблемами развития речи в этом возрасте не говорят совсем.
  • Невозможность построить простую фразу. Стоит подумать о визите к врачу в том случае, если это происходит в возрасте от двух до двух с половиной лет.
  • Отсутствие самостоятельной речи в три года. Это говорит о том, что малыш может просто повторять услышанные где-то фразы, но потенциально не подозревает о том, что они значат.

Некоторые дети с задержками развития речи могут пытаться заменить ее жестами или мимикой. Стоит также обратить внимание на то, что говорить о проблемах можно в том случае, если сроки формирования речи задерживаются больше, чем в рамках указанной погрешности.

Особенности работы невролога при запуске речи

Когда родители ребенка с ЗРР обращаются к неврологу, он оценивает ситуацию. При этом проводится комплексная диагностика с целью получения понимания о причинах проблемы.

Важно, чтобы над решением работала группа врачей в зависимости о того, что именно становится основой для медленного появления речи. К ним относятся ЛОР, логопед, педиатр и многие другие.

При поиске причин возникновения патологии используется большое количество методов диагностики. К ним относятся такие, как:

  • ЭЭГ.
  • УЗДГ сосудов головы и шеи.
  • Слуховые и\или зрительные вызванные потенциалы.
  • Обследование у логопеда, дефектолога, нейропсихолога, которое покажет состояние речевого развития, интеллекта, особенности восприятия, высших психических функций у ребенка и поможет разработать реабилитационную программу, основанную на индивидуальных задачах ребенка.

Невролог собирает полученные результаты, составляет анамнез и принимает решение относительно того, какие методы можно использовать для устранения проблемы.

После выявления нарушения невролог может назначить, при необходимости, медикаментозное лечение. Например, одна группа медикаментов будет направлена на улучшение работы нейронов головного мозга. Другая будет помогать стимулировать речевые зоны.

В программу реабилитации также могут быть включены физиотерапевтические аппаратные методы, которые позволяют повысить эффективность логопедической и нейропсихологической работы и справиться с причинами ЗРР.

Стоит помнить о том, что наибольших успехов в лечении удается достичь в том случае, если обратиться к неврологу как можно раньше. Ранняя диагностика речевых нарушений и своевременное начало коррекционных занятий увеличивает эффективность работы и способствует устранению сложностей, возникающих в речевом развитии ребенка.

 

Рекомендации родителям ребенка с задержкой психоречевого развития

Логопед ПМПК: Фефелова Елена Михайловна

-Создайте дома благоприятную обстановку. Занятия должны проходить регулярно.

 -Уберите телефон, планшет, телевизор, чтобы избежать для ребенка роли пассивного наблюдателя, побуждать  его к активности.

-Общайтесь с малышом,  эмоционально и доброжелательно, комментируя его и свои действия, отслеживая реакцию ребенка на свою речь.

-Произносить слова и предложения следует четко, достаточно громко, глядя в глаза ребенку, для этого ребенок должен находиться на одном уровне со взрослым, чтобы хорошо была видна артикуляция и лицо собеседника.

-При произнесении новых звуков и слов говорите медленно, растягивая слова, чтобы ребенку было легче понять артикуляцию.

-На начальном этапе просьбы и комментарии должны быть краткими. Не стоит говорить слишком много, без пауз.

-Терпеливо повторяйте и используйте одни и те же слова и фразы, чтобы ребенок смог быстрее их освоить.

-«Пропевайте» гласные  с ребенком, добавляя к имеющимся согласным, сопровождая движениями. Например: Возьмите руки ребенка в свои и широко разведите, проговаривая: «У медведя дом большой, ой-ой-ой», потом сведите их вместе со словами: «А у зайца маленький, ай-ай-ай». По этому  принципу  можно придумать другую игру, главное, чтобы слова подкреплялись действиями и различными звуками и звукокомплексами.

-Обязательно задавайте простые вопросы, обращайтесь с посильными просьбами.

-Вызывайте у ребенка желание подражать вам: используйте эмоциональные восклицания, побуждая ребенка повторить за вами.

- Делайте вид, что не понимаете ребенка, стимулируя этим  малыша использовать речевые средства для выражения свои потребностей, предлагая для облегчения задачи варианты.

-Пустышка не должна все время находиться во рту ребенка – ребенок попросту не будет знать как пользоваться своим речевым аппаратом.

-Пойте потешки: делайте это медленно, понятно, с  использованием мимики, жестов, словесные игры направлены на совместные занятия со взрослыми, тактильные и эмоциональные контакты, что благотворно влияет на целостность восприятия.

-Дети, как правило, всегда хорошо реагируют на «вкусные игры», которые тренируют губы и язык. Например: облизывать с губ варенье, макать кончик языка в сахар и пробовать донести до рта, катать во рту сладкую конфетку или виноградинку и т.д.

-Пальчиковые игры стимулируют развитие речи.

-Используйте чтение знакомых стихов, делая паузу, чтобы ребенок смог сам договорить (пусть  искаженно) нужное слово.

-Очень важно, чтобы ребенок учился правильно и внимательно слушать. Для этого играйте в игры: Например: «Угадай, что звучит?  На звук барабана – топни ногой, на звук трубы – хлопни в ладоши».

 

Как научить ребенка слушать книги  

Известно, что слух ребенка развивается в утробе матери, и он с двадцатой недели способен слышать и воспринимать голоса родителей, музыку, звуки природы. Слышать почти как мы, ребенок начинает в 26-27 недель беременности. Поэтому, читать малышу надо начинать ещё до его появления на свет. Доказано, что голос мамы успокаивает его в утробе. После рождения надо продолжать читать. 
Навык восприятия информации на слух крайне необходим как для обучения, так и повседневной жизни: при контакте с людьми нам необходимо быстро и чётко понимать услышанное. Именно чтение вслух сказок, стихотворений и рифмовок даёт ребёнку возможность «потренировать ушки».
Читая ребенку раннего возраста, мы способствуем развитию его интеллекта, расширяем кругозор, отвечаем на волнующие его вопросы, формируем речь. Кроме того, чтение – это приятная форма досуга, способ отвлечь расстроившегося или расшалившегося малыша, один из элементов ритуала подготовки ко сну, а также это целый мир волшебной сказки, без которой сложно себе представить счастливое детство. В школе дети, которым много читали, лучше понимают смысл прочитанного, правильно формулируют свои мысли, логично строят высказывания, грамотнее пишут, лучше запоминают информацию. Приучать детей к чтению стоит с пелёнок. Речь идет не о раннем обучении чтению, а о чтении вслух. Рассказывать сказки стоит не только для того, чтобы убаюкать ребенка перед сном. Начинайте рассказывать сказки как можно раньше. Часто складывается ситуация, что родители начинают рассказывать сказки ребенку слишком поздно – в 4-5 лет, – и с удивлением узнают, что ребенок не может дослушать их до конца. Дело в том, что без привычки слушать истории ребенок просто не может, не может понять, что это такое, и что от него хотят. Поэтому начинать стоит как можно раньше – пусть ребенок еще сам не будет уметь говорить, но зато у него появится полезная привычка вас слушать. Вот несколько простых советов, как помочь ребенку научиться слушать книжки.
 Соблюдайте режим дня, особенно с очень активными детьми. Ребенок, который вымотан, ни за что не будет слушать. Сначала создайте атмосферу и удовлетворите первичные потребности ребенка. А именно: чтобы он был накормлен, бодр, активен, здоров и самое главное расположен слушать. В то время, когда вы собираетесь читать, необходимо выключить телевизор, чтобы он не отвлекал ребенка от процесса чтения. Не затевайте чтение, когда ребенок занят другим интересным делом. Допустим, сидит на полу и увлеченно строит дом из кубиков. А освободившаяся от домашних дел мама решает, что пришло время почитать книжку.  Не нужно его принуждать. Пусть книги и все, что с ними связано, ассоциируются у крохи только с положительными эмоциями.
Ритуалы. Создавая ритуалы, вы заранее обещаете ребенку маленькое приятное чудо. Отлично подойдет свечка. Свечка – отличная традиция. Читать со свечкой уютнее и теплее. Зажигайте ее в начале чтения и задувайте вместе с ребенком в конце. Когда зажигается свечка, уже не хочется беситься. Свечка сама по себе настраивает на спокойствие, можно сесть и послушать историю.
Занять руки! Просто сидеть и слушать – это очень сложно, особенно для маленьких детей. Поэтому, необходимо занятие для рук! Отлично подходят пластилин или соленое тесто. Что лепить – это отдельный разговор. Можно просто катать шарики и колбаски, можно мастерить что-нибудь по сюжету книги. 
Движение. Время от времени, предлагайте ребенку подвигаться. Но не просто побегать, а сделать что-нибудь по сюжету книжки. Особенно это понравится малышам Так, он с удовольствием изобразит бычка, готового вот-вот упасть с доски. Или читаем про ежика – значит стоит свернуться клубочком и пофыркать. 
Превратите чтение в спектакль. Приготовьте несколько игрушек или предметов, подходящих по сюжету, и манипулируйте ими по мере развития сюжета.
Многократное повторение. Особенность детского восприятия такова, что новую информацию малыши усваивают только через многократное повторение. Это касается и сказок. Слушая одну и ту же сказку помногу раз они «привыкают» к ней, каждый раз находя там что-то новое. Так что не стесняйтесь читать им сказку про репку десятый раз подряд – ребенок будет каждый раз слушать ее как в первый. Читая знакомое стихотворение сделайте в конце строки паузу – возможно, ребенок закончит строку.
Будьте артистичны. Ничто так не оживляет рассказ для ребенка, как небольшой спектакль – если Вы будете во время рассказа говорить на разные голоса, «отыгрывая» разных персонажей, то ребенок воспримет сказку куда лучше. Но не старайтесь «оживить» все предметы и всех героев. Это и утомительно и не нужно. Активно используйте мимику, жесты. 
Содержание. Для самых маленьких слушателей подходят совсем короткие, ритмичные, простые по содержанию стишки об игрушках, зверятах, машинках, солнышке. То есть о том, с чем малыш уже сталкивался в повседневной жизни. Хорошо если там будут попадаться рифмы, повторения, смешные звуки – все это не даст ребенку заскучать.
Ловите момент. Оставляйте книги в открытом доступе. Если малыш сам принес вам книгу и просит почитать, отложите ненадолго свои дела и выполните его просьбу. После нескольких отказов он может просто потерять к книжкам интерес.
Подстраивайтесь. Если малыш не хочет слушать книжки, но охотно рассматривает картинки, пойдите ему на встречу. Расскажите крохе о том, что нарисовано на картинке. Можно пересказать сказку по картинкам своими словами. Или даже придумать новую историю.
Иллюстрации. Они должны соответствовать возрасту ребенка. Для  совсем маленьких – идеально, когда на одной странице помещается одно изображение. Ребенку в этом возрасте ещё сложно воспринимать большое количество деталей. Картинки должны быть реалистичны. Крокодил должен быть зелёным, а помидор – красным. Это один из наиболее важных моментов. Ребенок в этом возрасте впитывает в себя информацию колоссальным объемом, и противоречивость в её содержании ни к чему. Это же касается и внешнего вида животных. На начальном этапе познания мира кошка должна выглядеть как кошка – четыре лапы, усы, уши и хвост.
Интересы ребенка. Подбирайте книги, исходя из его интересов. Лучший способ познакомить малыша с новым текстом – это игра. Показывая новую игрушку, прочтите о ней короткое стихотворение. Например, если ваш малыш интересуется животными, то читайте про животных, если машинами – найдите стихи и сказки про них. 
Корректируйте. Если во время чтения вы чувствуете, что какие-либо моменты могут быть сложными для восприятия или скучными – упрощайте их. Заменяйте непонятные слова более простыми. Старайтесь произносить слова четко, чтобы было понятно, о чем вы читаете. Обращайте внимание на реакции малыша: что вызывает у него положительный отклик. Используйте это в следующий раз.
Обратная связь. Когда закончите читать, обсудите с ребенком прочитанное, что понравилось, а что нет. Если ребенок не говорит, то попросите показать действующих лиц, действия, которые они осуществляют.
Читайте вслух! Даже если ребенок играет или занят какими-то делами, а вы сядете рядом и начнете читать книгу, рано или поздно малыш проявит заинтересованность и присоединится к вам. Создавайте вместе с малышом свои собственные «книжные» ритуалы. Может, вы будете всегда читать перед сном. Или станете брать книжку на прогулку, чтобы усесться на скамеечку в парке и прочитать стихи о солнышке, лесе, цветах, пчелках… И любовь к чтению обязательно придет.

 

В помощь родителям, имеющих детей с ринолалией

Основная цель дооперационных занятий с детьми - не допустить образования компенсаторных патологических привычек, создать базу для развития нормальной речи. В этот период необходимо подготовить небную занавеску к небно-глоточному смыканию после операции, по возможности предотвратить дистрофию мышц глотки, создать предпосылки для правильного звукообразования, переместить язык в полость рта вперед, опустить его корень и укрепить кончик, активизировать губы, щеки, предотвратить закрепление ключичного типа дыхания, затормозить неэкономичный ускоренный речевой выдох и выработать направленную воздушную струю, предупредить смешение фонем в устной речи.

Направления работы:

 — научить ребенка удерживать кончик языка у нижних зубов:

Для этого нужно научить ребенка повторять звуки А ,Э при широко открытом рте на мягкой голосоподаче , обращая внимание на положение языка у нижних зубов. Если язык оттягивается к глотке, начинают упражнения , выкладывая язык на нижнюю губу, затем дотрагиваясь до нижних резцов , постепенно приучают ребенка удерживать язык в нужном положении.

 — активизация мышц глотки  — имитация глоточного рефлекса, позевывание.

 — активизация мышц артикуляционного аппарата  — подвижности языка , губ.

Учат ребенка высовывать язык, убирать его, поднимать и опускать, двигать вправо-влево, расслаблять «блинчиком» и напрягать «жалом». При этом максимально опираться на непроизвольные движения . Дотягиваться до носа, до подбородка, облизывать намазанные сладким губы: каждую отдельно и по кругу, поглаживают щеки изнутри , упираясь языком в слизистую оболочку.

Для расслабления языка его покусывают по всей поверхности, постепенно высовывая его и снова втягивая, или пошлепывают кончик языка шпателем или ложкой.

Полезно вылизывание тарелок и выпуклой стороны столовых ложек всей поверхностью языка. Слизывание капель с вогнутой поверхности укрепляет кончик языка. С этой же целью почесывают кончик языка о верхние резцы, пересчитывают зубы, упираясь в каждый, поглаживают щеки, надавливая с силой на внутреннюю сторону, тщательно обводят по кругу в преддверие рта круглую конфетку, прижимая ее кончиком языка к альвеолам. Все упражнения , связанные с высовыванием языка, помогают опустить корень.

 — развитие подвижности губ:

Начинают с поднимания верхней губы - ребенок закусывает нижнюю губу, а затем под счет поднимает и опускает верхнюю 5-6 раз подряд. Если губы слабые и не смыкаются , то тренируют их , удерживая ими кусочек сухаря, сахара или леденца. Чем меньше кусочек, тем плотнее сжимаются губы. Затем переходят к втягиванию губ в рот. Рубцы на губах разглаживают и разминают с помощью подушечек большого и указательного пальцев.

При напряжениях в области мышц лица, шеи, крыльев носа , челюстей проводить расслабляющий массаж.

 — работа над дыханием: обучать направленному продолжительному выдоху , следить , чтоб не было утечки воздушной струи через нос. При замене дутья усиленным глоточным выдохом при открытом рте нужное движение вызывают от имитации «поплевывания»: ребенок слегка высовывает кончик языка между зубами, а затем старается его выплюнуть. Одновременно ребенок контролирует температуру и направление воздушной струи тыльной стороной ладони. Чтобы облегчить выполнение этого упражнения, на первом этапе можно пальцами зажать крылья носа. Далее замедляя и продлевая «поплевывание» , получают легкое дутье и переходят к дутью на кусочки ваты, полоски бумаги.
После овладения направленной воздушной струей необходимо переходить к непосредственным дыхательным упражнениям. Сначала упражнения выполняются лежа, затем сидя и стоя - ребенка учат вдыхать через нос «полный живот» воздуха и плавно , долго выдыхать его через рот холодной струей - точность выполнения контролируется ладонями: одна лежит на груди, другая на животе.
После этого переходят к постановке гласных звуков.

На втором этапе ( после операции ) занятия начинаются с проговаривания гласных. Для активизации работы небной занавески кроме пения гласных используют «сухое проглатывание» - проглатывание ребенком своей слюны по 2, затем 3 раза подряд, питье маленькими глоточками, рассасывание витаминок, полоскание горла. Кроме этого, необходимо разминание рубцов, проведение массажа. Массаж выполняет сам ребенок, поглаживая небо по всей поверхности влажной подушечкой большого пальца в направлении от альвеол к краю мягкого неба по средней линии , а потом правее и левее от нее. Затем делает надавливающие движения в области рубцов.

Гимнастика для жевательных мышц при рубцах в области небных дужек.

  1. Открыть и закрыть рот.
  2. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед.
  3. Открыть и закрыть рот.
  4. Надуть щеки и расслабить.
  5. Открыть и закрыть рот.
  6. Движения нижней челюсти вбок.
  7. Открыть и закрыть рот.
  8. Втянуть и расслабить щеки.
  9. Открыть и закрыть рот.
  10. Нижними зубами закусить верхнюю губу и закрыть рот.
  11. Открыть рот с запрокидыванием головы назад, закрыть рот- голову прямо.

Весь комплекс повторять 3-4 раза в день перед зеркалом.

Каждое упражнение повторять 5-6 раз.

Мимическая гимнастика приротовой полости.

  1. Губы в трубочку и расслабить
  2. Углы рта в сторону и расслабить.
  3. Выдувание воздуха из уголков рта ( поочередно).
  4. Открыть рот, соединить губы в тугой кружочек и расслабить.
  5. Посвистеть.
  6. Показать зубы верхней челюсти.
  7. Показать зубы нижней челюсти.
  8. Облизывание верхней губы.
  9. Надуть щеки и расслабить.
  10. Втянуть щеки и расслабить.
  11. Набрать воздух под верхнюю губу.
  12. Набрать воздух под нижнюю губу.
  13. «Перегонять» воздух из одной щеки в другую.
  14. Беззвучное произнесение губных звуков : М Б П , а также О И У.
  15. Беззвучное произнесение слов : боб, бип, бом, ком, ром, ком, Тим.

Весь комплекс повторять в день 3-4 раза перед зеркалом.

Каждое упражнение повторять 5-6 раз подряд.

Массаж при мышечном напряжении в области лба, носа и щечно-скуловой области.

Массаж проводить в исходном положении «лежа на спине» при полном расслаблении всех мышц тела или в исходном положении «сидя», голова на подголовнике.
Использовать приемы массажа: поглаживание, вибрация, слабый «пальцевый душ».

Поглаживание лба осуществляется концами 3-4 го пальцев, направление движений — от средней линии лба к волосистой части головы.

Поглаживание носа осуществляется концами 2-3 го пальцев, направление от кончика носа к переносице.

Поглаживание щечной области осуществляется концами 2-3 го пальцев, направление движений : от спинки носа к височным областям, от средней линии верхней губы к уху, от средней лини подбородка к мочкам ушных раковин.

Приемы «вибрация и пальцевый душ» осуществляются кончиками двух и четырех пальцев. Движения идут по тем же линиям лица, как и при поглаживании.

Массажные движения сочетать с мимической гимнастикой.

Массаж верхней губы:

  1. Языком в преддверии полости рта.
  2. Набрать теплую воду и полоскать зубы, удерживая воду под губами.
  3. «Пальцевый душ»- постукивание около рубцов подушечками пальцев.
  4. «Щипки» пальцами. ( 1-2) 

Рекомендации для родителей по развитию речи ребенка.

1. Для правильного произношения звуков необходима выработка правильных полноценных движений языка и губ, что достигается в результате выполнения артикуляционной гимнастики. Вот некоторые из них.

«Заборчик» — улыбнуться, показать сомкнутые зубы, удержать это положение 5—10 секунд.

«Трубочка» — зубы сомкнуты и видны, губы вытянуты вперед и округлены, удержать этот положение 5—10 секунд.

«Лопаточка» — широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал, удержать 5—10 сек.

«Иголочка» — рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удержать это положение 5—10 секунд.

«Чашечка» — рот широко открыт, широкий язык поднять кверху, боковые края загнуты и подняты к коренным зубам (как «чашечка»), удержать это положение 5—10 секунд.

«Часики» — рот открыт, зубы видны. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому в медленном темпе. Проделать это движение 15—20 раз.

«Качели» — рот открыт, зубы видны. Попеременное движение языком то к верхним, то к нижним зубам в медленном темпе. Проделать движения 15—20 раз.

«Вкусное варенье» — рот открыт, облизать широким языком верхнюю губу ( движение сверху вниз). Повторить 15 раз.

«Покусаем язычок» — покусывание языка с продвижением его вперед, а затем назад.

«Почистим зубки» — рот открыт, зубы видны. Движения кончиком языка справа налево сначала за верхними зубами, затем за нижними в медленном темпе. Движение выполнить 10 раз.

«Лошадка» — присосать язык к небу. Щелкнуть языком.

«Барабанщик» — рот открыт, зубы видны. Постучать кончиком языка за верхними зубами, отчетливо проговаривая: «д—д—д». Постепенно темп увеличивать.

Артикуляционную гимнастику следует выполнять ежедневно, начиная с 2—3 минут, доводя до10—15 минут. Упражнения необходимо выполнять перед зеркалом, движения должны быть неторопливыми, четкими, ритмичными.

Помните: гимнастика не должна ребенку надоедать, следите, чтобы он от нее не уставал.

Рекомендации для родителей по развитию речи ребенка.

1. Для правильного произношения звуков необходима выработка правильных полноценных движений языка и губ, что достигается в результате выполнения артикуляционной гимнастики. Вот некоторые из них.

«Заборчик» — улыбнуться, показать сомкнутые зубы, удержать это положение 5—10 секунд.

«Трубочка» — зубы сомкнуты и видны, губы вытянуты вперед и округлены, удержать этот положение 5—10 секунд.

«Лопаточка» — широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал, удержать 5—10 сек.

«Иголочка» — рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удержать это положение 5—10 секунд.

«Чашечка» — рот широко открыт, широкий язык поднять кверху, боковые края загнуты и подняты к коренным зубам (как «чашечка»), удержать это положение 5—10 секунд.

«Часики» — рот открыт, зубы видны. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому в медленном темпе. Проделать это движение 15—20 раз.

«Качели» — рот открыт, зубы видны. Попеременное движение языком то к верхним, то к нижним зубам в медленном темпе. Проделать движения 15—20 раз.

«Вкусное варенье» — рот открыт, облизать широким языком верхнюю губу ( движение сверху вниз). Повторить 15 раз.

«Покусаем язычок» — покусывание языка с продвижением его вперед, а затем назад.

«Почистим зубки» — рот открыт, зубы видны. Движения кончиком языка справа налево сначала за верхними зубами, затем за нижними в медленном темпе. Движение выполнить 10 раз.

«Лошадка» — присосать язык к небу. Щелкнуть языком.

«Барабанщик» — рот открыт, зубы видны. Постучать кончиком языка за верхними зубами, отчетливо проговаривая: «д—д—д». Постепенно темп увеличивать.

Артикуляционную гимнастику следует выполнять ежедневно, начиная с 2—3 минут, доводя до10—15 минут. Упражнения 
необходимо выполнять перед зеркалом, движения должны быть неторопливыми, четкими, ритмичными.

Помните: гимнастика не должна ребенку надоедать, следите, чтобы он от нее не уставал.

2. Необходимо научить ребенка прислушиваться к своей речи и речи окружающих с целью различения правильного и дефектного произнесения звуков. Для этого следует выполнять такие задания:

  • учить выделять заданный звук в словах.Например: « Хлопни в ладоши, если в слове есть звук «ш»: шар, санки, мышь, кожа, кошка, усы, машина, носки, бабушка, стол, жук, шапка
  •  учить воспроизводить цепочки слогов с меняющимися гласными, затем согласными:
    ко—ку, ка—ку—ко, му—мы, ма—мы—мо, ба—па, ба—па—са, да—та, та—да—ба, го—ко, но—ко—го.
  • учить воспроизводить цепочки слогов со стечением согласных звуков:
    ста—сто—сту, мны—мна—мну, фта—фты—фто, акт—икт—окт, уфт—офт—ифт, тми—тмя—тме.
  • учить придумывать слова с заданным звуком(например:«Придумай слова со звуком «с»)

3. Расширять словарный запас детей, формировать грамматический строй и развивать связную речь:

  • больше разговаривайте с ребенком, читайте ему сказки, заучивайте стихотворения,
  • учите понимать и использовать обобщающие слова (овощи, фрукты, одежда, обувь, мебель, животные, птицы, транспорт),
  • учите образовывать множественное число существительных: стол—столы, дом—дома, стул—стулья и т. д.
  • учите образовывать названия детенышей: у кошки–котята, у волка—волчата, у ежа—ежата,
  • учите образовывать уменьшительно—ласкательную форму слов: стул—стульчик, ковер—коврик, ложка—ложечка, платье—платьице, стол—столик и т. д.,
  • учите образовывать прилагательные от существительных: из бумаги—бумажный, из кожи—кожаный, из яблок—яблочный и т. д., у лисы—лисий хвост, у зайца—заячий хвост и т. д.
  • учите составлять рассказы—описания о предмете,
  • учите составлять рассказ по сюжетной картинке.

2. Необходимо научить ребенка прислушиваться к своей речи и речи окружающих с целью различения правильного и дефектного произнесения звуков. Для этого следует выполнять такие задания:

  • учить выделять заданный звук в словах.Например: « Хлопни в ладоши, если в слове есть звук «ш»: шар, санки, мышь, кожа, кошка, усы, машина, носки, бабушка, стол, жук, шапка
  • учить воспроизводить цепочки слогов с меняющимися гласными, затем согласными:
    ко—ку, ка—ку—ко, му—мы, ма—мы—мо, ба—па, ба—па—са, да—та, та—да—ба, го—ко, но—ко—го.
  • учить воспроизводить цепочки слогов со стечением согласных звуков:
    ста—сто—сту, мны—мна—мну, фта—фты—фто, акт—икт—окт, уфт—офт—ифт, тми—тмя—тме.
  • учить придумывать слова с заданным звуком(например:«Придумай слова со звуком «с»)

3. Расширять словарный запас детей, формировать грамматический строй и развивать связную речь:

  • больше разговаривайте с ребенком, читайте ему сказки, заучивайте стихотворения,
  • учите понимать и использовать обобщающие слова (овощи, фрукты, одежда, обувь, мебель, животные, птицы, транспорт),
  • учите образовывать множественное число существительных: стол—столы, дом—дома, стул—стулья и т. д.
  • учите образовывать названия детенышей: у кошки–котята, у волка—волчата, у ежа—ежата,
  • учите образовывать уменьшительно—ласкательную форму слов: стул—стульчик, ковер—коврик, ложка—ложечка, платье—платьице, стол—столик и т. д.,
  • учите образовывать прилагательные от существительных: из бумаги—бумажный, из кожи—кожаный, из яблок—яблочный и т. д., у лисы—лисий хвост, у зайца—заячий хвост и т. д.
  • учите составлять рассказы—описания о предмете,
  • учите составлять рассказ по сюжетной картинке. 

Рекомендации родителям ребенка первого года жизни с задержкой доречевого развития (ЗДР)

Стимуляция предречевого и речевого развития ребенка в домашних условиях.

Основные направления коррекционной работы:

1. Активно эмоционально общайтесь с ребенком! Больше разговаривайте , играйте с ним, используя все режимные моменты: купание , переодевание, укачивание и кормление. Необходимо обозначать словами, звукоподражаниями , жестами окружающие предметы, оречевлять все свои действия и действия ребенка. Будьте веселы и эмоциональны ,тогда ребенок, возможно, начнет повторять эти действия, звуки и слова.

2. Развивайте тактильные , оральные ощущения и мелкую моторику. Предлагайте малышу для захватывания и ощупывания самые разнообразные по фактуре , форме, весу предметы и игрушки — твердые , мягкие, гладкие, шероховатые, круглые и квадратные, легкие и тяжелые. Позволяйте и стимулируйте попытки малыша тянуть руки и предметы в рот. Предлагайте различные игровые упражнения с произнесением различных потешек, стишков, делайте массаж рук — поглаживание, сгибание, разгибание их и т.д.

3. Развивайте предпосылки понимания речи : разговаривайте с ребенком голосом разной высоты, с разным тембром, шепотом, привлекайте к общению с малышом других членов семьи. Давайте ребенку по -разному звучащие игрушки, издавайте звуки с разных сторон.

Начинайте приучать ребенка к тому, что обращения к нему ( слова, мимика, жесты) направлены на то, чтобы вызвать ответную реакцию с его стороны. Обращайтесь к ребенку , когда кормите ( «Открой ротик»), одеваете ( «Давай ручку»), купаете (« Пойдем купаться») и т.д. Старайтесь говорить внятно, простыми короткими фразами, с выразительной интонацией.

Показывайте указательным жестом различные предметы и называйте их. Затем спрашивайте у ребенка «Где Часы? Мячик?» и т.д. , сопровождая эти слова поисковыми движениями головы и глаз. Рассматривайте различных кукол, животных, показывайте где глазки, ротик, ушки и т.д. Предлагайте выполнить просьбы: погладить куклу, поцеловать ее, взять за ручку и т.д.

4. Развивайте предпосылки активной речи. Соблюдайте необходимые условия : в комнате ребенка должно быть тихо, не должна звучать громкая музыка, ребенок должен хорошо видеть мимику и движения губ матери.

Для стимуляции лепета прикладывайте пальчики ребенка своим губам, чтобы он почувствовал , как двигаются губы взрослого, когда он произносит лепетные слоги. Во время кормления можно намазать немного еды на губы ребенка , возможно он сможет их облизать, что будет способствовать, развитию движений языка. Можно также аккуратно сближать губы ребенка , побуждая его сказать «м», «Б», «п».

Разговаривайте с ребенком , поощряйте повторение им различных звуков , звукосочетаний, простых слов, меняя интонацию и высоту голоса. Подражайте крикам животных и т.д.

ЗДР, обусловленная нарушением слуха.

Основные направления коррекционной работы (советы родителям)

1. Развитие коммуникативных навыков — способности взаимодействовать с окружающими людьми , используя любые формы общения:

  • контакт глаза в глаза, совместный взгляд ( внимание) ребенка и взрослого на предмет,
  • умение соблюдать очередность в общении,
  • умение устанавливать связь между звуком и действием.

Необходимо относиться к любой голосовой реакции ребенка как к преднамеренной коммуникации и реагировать на нее (хвалить ребенка, повторять его звук).

Развитие слухового и слухоречевого восприятия:

  • учить обнаруживать звук ( есть или нет), локализовать звук в пространстве , различать два звука (одинаковый и разный ), опознавать неречевые звуки окружающей среды, музыкальных инструментов и д.р.), опознавать и распознавать речевые сигналы .

3. Развитие понимания речи:

  • учить узнавать названия предметов, понимать и выполнять простые инструкции.

Необходимо обращаться к ребенку по имени, говорить четко в медленном темпе, короткими фразами, повторяя ее ключевые слова. Родителям в процессе общения, в бытовых ситуациях необходимо постоянно комментировать свои действия. Усвоение значения слов должно происходить в игре, эмоционально насыщенной обстановке.

4. Развитие предречевых вокализаций и речи:

  • развитие лепета, спонтанного и соотнесенного с определенными предметами и действиями,
  • активизировать речевую активность, стимулировать имитацию речи взрослого, обращать внимание на связь видимой артикуляции и слышимой речи,
  • вызывание звукоподражаний , произношения лепетных слов. Для развития вокализаций и речевого дыхания полезны совместное пение ребенка с движениями под музыку.

Задержка доречевого развития, обусловленная нарушением подвижности органов артикуляции.

Коррекционная работа носит комплексный характер: сочетание медикаментозного лечения, массажа, физиотерапии , ЛФК, с логопедической работой.

Направления коррекционной работы:

1. Развитие потребности в общении с взрослыми. Стимуляция интонационной звуковой активности.

2. Формирование зрительных, слуховых ориентировочных реакций. Развитие тактильных, кинестетических ощущений, зрительно-моторной координации.

3. Развитие движений руки и пальцев, предметно-манипулятивной деятельности.

4. Нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата:

  • выбор позы «рефлекс запрещающей позиции»,
  • проведение дифференцированного и точечного массажа, артикуляционной и дыхательной гимнастики.

5. Стимуляция гуления, лепета, лепетных слов.

6. Формирование предпосылок понимания речи.

Задержка доречевого развития , обусловленная нарушением целостности периферического артикуляционного аппарата

Направления коррекционной работы:

Дооперационный период.

1. Развитие слухового и зрительного восприятия:

  • умение прислушиваться к различным звукам , речи взрослого,привлекать внимание к артикуляции взрослого, стимулировать имитацию звуков, лепета, лепетных слов.

2. Активизация работы мышц глотки и мягкого неба — давать питье маленькими глотками.

3. Отработка речевого дыхания. Научить ребенка широко открывать рот и произносить гласные звуки по подражанию матери.

4. Расслабляющий массаж лица. Проводится в положении «лежа на спине», используются приемы : поглаживание, вибрация лба, носа, щечной области.

Послеоперационный период ( после пластики губ).

Упражнения для губ: поднимать и опускать верхнюю губу, натягивать верхнюю губу на верхние резцы, вибрировать пальцем верхнюю губу, постукивать около рубцов подушечками пальцев , щипать пальцами и д.р. Вызывание посредством подражания губно-губных, смычных звуков ( п, б, м) лепетных слогов и слов с этими звуками ( ма-ма, па-па, ба-ба) Развитие речевого дыхания. Рассабляющий массаж лица.

Рекомендации для родителей

Логоневроз — не приговор

Первые признаки заикания очень характерны:

Ребенок либо не может сказать первое слово, либо повторяет несколько раз первый звук или первый слог. Возникающие судороги нарушают темп, ритм и плавность речи. Чаще всего ребенку трудно произнести начало фразы, поэтому нередко у него возникают большие паузы в разговоре. Даже употребление перед отдельными словами лишних звуков ( а и э) указывает на начало заикания.

Если вы заметили, что ребенок начал заикаться, то нужно немедленно проконсультироваться у специалиста. При ранней форме заикания, которая длится в течение первых двух месяцев, устранить речевые нарушения гораздо легче. Со временем ребенок привыкает говорить неправильно, и тогда лечение может растянуться на долгое время. Заикание можно убрать только с помощью комплексной терапии логопеда, невропатолога и психолога. Лекарства помогут наладить работу центральной нервной системы. Фитотерапия, ароматеропия, водолечение, иглоукалывание, физиопроцедуры, лечебная гимнастика создадут тот благоприятный фон, на котором выздоровление пойдет значительно быстрее.

Основная же работа по исправлению речи проводится логопедом. Он помогает заикающемуся человеку перестроить речь. Говорить спокойно, плавно, размеренно. А психолог научит его управлять своим поведением в стрессовых ситуациях.

Если в семье заикающийся ребенок, родителям необходимо соблюдать следующие правила:

  • регулировать ночной сон ( 10-12 часов)
  • организовать дневной отдых ( дошкольникам не менее 3 часов)
  • проводить закаливающие процедуры
  • создать условия для занятий физкультурой и спортом
  • полноценно питаться
  • не фиксировать внимание ребенка на недостатках речи и не обсуждать при нем эту проблему.
  • сблизить заикающегося ребенка с уравновешенным и хорошо разговаривающим сверстником.
  • общаться с ребенком спокойно. В среднем темпе.
  • не перегружать малыша речевым материалом ( речь о заучивании наизусть больших стихотворений и сказок, произношении трудных слов, непонятных терминов)
  • если ребенок говорит в ускоренном темпе, то следует его останавливать, попросить повторить сказанное в спокойном темпе.
  • если ребенок не может начать фразу. Помогите ему произнести ее, в случае неудачи не требуйте повторения.
  • с помощью логопеда надо обязательно устранить все имеющиеся недостатки произношения отдельных звуков.
  • выработать всем членам семьи единые требования к ребенку: излишне не заласкивать , быть с ним в меру строгим, но справедливым, не запугивать, не перегружать эмоциональными впечатлениями, поддерживать в нем уравновешенное состояние.
  • приучать к спокойным и достаточно длительным по времени видам деятельности ( конструирование, рисование, мозаика и т.д.)
  • создать дома спокойную, доброжелательную обстановку .

Лечение шокового заикания

Пережившему сильный стресс ребенку необходим покой. Первые недели советуем обеспечить режим молчания. Малышу лучше не ходить в гости, не смотреть телевизор. Не тормошите его, не задавайте вопросов, окружите вниманием и заботой, разговаривайте с ним, читайте книжки - пусть он слушает и молчит. А сели начнет говорить, не перебивайте, не делайте замечаний по поводу его неправильной речи. Постоянно находите повод за что-нибудь похвалить. Придумайте какую-нибудь домашнюю игру с рисованием и пением. Рисование успокаивает, а пение восстанавливает дикцию. Кроме того врачи рекомендуют давать такому ребенку настой из мяты с пустырником и валерьяной. Лечение шокового заикания может растянуться на несколько месяцев. А на счет медикаментозных препаратов обязательность посоветуйтесь с врачом-невропатологом.

Травяные отвары и настои

Луговая смесь — смешать 100 г. Листьев крапивы двудомной и соцветий ромашки по 50 г. корней дягиля, соплодий хмеля, листьев мелиссы, травы вереска и зверобоя. 1 чайную ложку смеси залить стаканом кипятка, настаивать 30 минут. Пить настой по 0.5 стакана 2 раза в день ( утром и перед сном).

Настой крапивы, ромашки, хмеля, вереска, зверобоя: для сбора нужно 100 гр. листьев крапивы двудомной, 100 гр. соцветий ромашки, 50 гр. корней дягиля. 50 гр. соплодий хмеля, 50 гр. листьев мелиссы. 50 гр. травы вереска и 50 гр. зверобоя. Одну чайную ложку смеси залить стаканом кипятка, настаивать 20-30 минут. Настой пить по полстакана два раза в день ( утром и вечером.)

Отвар из руты душистой: 5 гр. травы руты залить половиной литра кипятка. Томить на малом огне в течение пяти минут. Теплым процеженным отваром полоскать рот и горло, не глотая. Держать во рту до полного остывания. Повторять несколько раз в день в течение 2-3 недель.

Мумие с медом в пропорции 1:5 . смешать 1 таблетку мумие с 1 ч. Ложкой меда. Принимать 1-2 раза в сутки. Курс лечения 4-6 месяцев. После перерыва курсы можно повторять.

Дата создания статьи: 27.11.2020 14:10

Дата обновления статьи: 03.04.2025 14:13

ПремьерӘділетЭлектронное правительствоОфициальный интернет-ресурс Северо-Казахстанской области